Follow us by Email Підписатись

Translate Переклад

пʼятниця, 19 березня 2010 р.

Возможен ли эффективный ведомственный милицейский контроль за соблюдением прав человека?

Министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев собирается ликвидировать Управление мониторинга соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел. Об этом стало известно вчера от Советника министра Константина Стогния.

Хотя указанное Управление, которое состоит из пяти сотрудников Центрального аппарата и двадцати девяти Региональных Помощников министра, просуществовало немного более двух лет, этот срок является достаточным для того, чтобы оценить эффективность этой довольно уникальной бюрократической структуры.

Нарушения прав человека присущи деятельности любого правоохранительного органа в мире. Ведь деятельность криминальной полиции (милиции) и поддержание общественной безопасности связаны с высоким риском применения незаконного насилия и непредусмотренных законом в демократическом обществе ограничений прав и свобод человека.

В качестве универсального рецепта уменьшения риска указанных нарушений прав человека признан независимый от исполнительной ветви власти общественный контроль за соблюдением прав человека, который включает в первую очередь национальные превентивные механизмы против пыток и деятельность эффективной институции Омбудсмана в сочетании с действенным прокурорским контролем за местами несвободы и соблюдением прав удерживаемых там лиц.

Предприняв первые достаточно неловкие шаги в деле организации системы диалога милиции и гражданского общества через организацию так называемых «общественных советов» при МВД Украины и региональных управлениях милиции, позволив деятельность мобильных групп, которые пусть редко и обычно непрофессионально, но все же таки осуществляли контроль за изоляторами временного содержания, предыдущее руководство МВД быстро понятно – сама милицейская система подвергается опасности спонтанного разглашения фактов нарушений прав человека. Поэтому бывший министр Луценко решил под видом укрепления «правозащитного компонента в работе МВД» создать классическую оруэлловскую бюрократическую структуру – такое себе «министерство прав человека» в системе МВД. Так и появились на свет чиновники от прав человека с феерическими кафкианскими названиями должностей «Помощник министра Отдела регионального контроля Управления мониторинга соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел».

С появлением этого странного подразделения жалобы от граждан на нарушение прав человека получили право принимать целых три милицейские структуры: внутренняя безопасность, которая подчиняется ГУБОП Украины, инспекция по работе с личными составом (кадры) и собственно «правозащитники в штатском». Из двадцати девяти назначенных Помощников министра по правам человека – восемнадцать - это бывшие руководители милицейских подразделений, которые на момент назначения не имели ни малейшего опыта защиты прав человека, а лишь верно служили милицейскому «молоху». Но могут ли вообще разоблачать нарушения прав человека милиционерами те, кто за счет налогоплательщиков исправно получит зарплату и премию из рук милицейского руководства?

Хотя согласно мировой практике внутриведомственный контроль за соблюдение прав человека является очевидным нонсенсом, такая форма «правозащиты» оказалась очень эффективной для освоения сотен тысяч евро разнообразных грантов и для создания пропагандистского имиджа «системы, которая изменяется».

Однако стало ли в украинской милиции меньше пыток, преодолели ли милицейские «правозащитники» катастрофическую практику незаконных задержаний, расизма и ксенофобии рядового и начальственного состава милиции, предотвратили ли распространение коррупции, сделали ли милицию более открытой?

Ответ на эти вопросы в позорных показателях «доверия» украинского народа к отечественной милиции.

Поэтому можно лишь приветствовать намерение Министра внутренних дел ликвидировать дармоедскую структуру, направленную только на имитацию бурной деятельности.

Однако имеет общество гарантии того, что новое руководство МВД не собирается заодно полностью свернуть сотрудничество с общественностью, забыть о позитивном опыте деятельности мобильных групп по мониторингу соблюдения прав человека и других форм гражданского контроля за милицией?

Собирается ли, наконец, Минюст активнее продвигать прекрасный законопроект о Национальных превентивных механизмах против пыток? Появится ли в Украине независимый от исполнительной власти, и подотчетный гражданскому обществу орган, уполномоченный посещать места несвободы и предотвращать нарушение прав удерживаемых там людей?

Все эти вопросы нуждаются в немедленном ответе. Отрицательный опыт ведомственного милицейского контроля за соблюдением прав человека в самой милиции должен быть в будущем использованным для предотвращения искажения прекрасной идеи общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов.

Координатор ВПГ
Дмитрий Гройсман

Немає коментарів:

Дописати коментар